Британия стала первой крупной экономикой в мире, отказавшейся от угольной энергетики.
Это стало важной вехой для страны, которая первой в 19 веке начала использовать этот вид ископаемого топлива по настоящему массово. Уголь привел к промышленной революции и расширению Британской империи. В 1950-х годах, на пике зависимости Соединенного Королевства, около 96% электроэнергии вырабатывалось на угольных электростанциях.
Теперь эта зависимость снизилась до нуля, когда электростанция Рэтклифф-он-Соар (Ratcliffe-on-Soar) в английском графстве Мидлендз отключила свои турбины спустя 57 лет непрерывной работы. Это была последняя угольная электростанция в стране.
Майкл Льюис, генеральный директор Uniper, немецкой компании, управляющей электростанцией:
Впервые за 142 года в энергосистеме Великобритании нет угля.
Это важный момент в истории промышленности. Эта история может продолжаться и при нулевом выбросе углерода.
Событие стало важной вехой в борьбе с изменением климата. Сжигание угля приводит к выбросу углекислого газа и является основной причиной глобального потепления. Несколько небольших стран уже отказались от угольной энергетики, но Великобритания стала первой страной, которая отказалась от угля и входит в состав первых экономик мира. Остальные члены неформального клуба Большой семерки пообещали последовать этому примеру к 2035 году.
Великобритания перешла к использованию более дешевых и экологически чистых источников энергии, включая природный газ, а также к значительному расширению ветряных и солнечных электростанций. Между тем, новые нормативные акты, направленные на борьбу с загрязнением воздуха и выбросами парниковых газов, делают сжигание угля все более неэкономичным.
По данным Uniper, в период своего расцвета Рэтклифф-он-Соар сжигала 20 вагонов угля в день. Этого достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией два миллиона домов. (Или, по британским стандартам, этого хватило бы для миллиарда чашек чая в день).
Вывод из эксплуатации займет два года; большинству из 170 сотрудников станции в настоящее время подбирается новая работа. По словам Льюиса, не обошлось без слез. Самый старый сотрудник проработал на станции почти 50 лет.
Нам нужно отказаться от угля. Нам нужно решать задачи, связанные с изменением климата. Но в то же время — это конец целой эпохи.
Уголь создал современную Британию
По данным Британской геологической службы, римляне нашли уголь в Западной Англии еще в III веке. Добыча полезных ископаемых всерьез началась в 1600-х годах по всей Англии, Шотландии и Уэльсу.
На рубеже 18-го века в Великобритании был изобретен паровой двигатель, работающий на угле, который стал основой энергетической промышленности. В начале 19-го века британский инженер изобрел угольный локомотив, который ускорил торговлю по всей стране и ее колониям в Южной Азии и Африке.
Затем, в 1882 году, компания Томаса Эдисона открыла в Лондоне первую в Великобритании угольную электростанцию.
С тех пор британские угольные электростанции сожгли 5 миллиардов тонн угля, выделив более 11 миллиардов тонн углекислого газа. Согласно анализу британского издания Carbon Brief, длительное использование угля в Великобритании привело к выбросам углекислого газа больше, чем когда–либо производилось большинством стран из любых источников, что делает ее одним из крупнейших в истории факторов, способствующих изменению климата.
Эти выбросы обычно остаются в атмосфере на протяжении десятилетий или даже столетий.
К 1950-м годам потребление угля в Великобритании достигло своего пика, а вместе с ним и загрязнение окружающей среды. Города были окутаны “гороховым супом” — зеленой токсичной дымкой, в состав которой входили сажа и диоксид серы из фабричных печей и угольных каминов жилых домов. Слово “смог” появилось в Лондоне.
Во время так называемого Великого смога 1952 года за четыре дня погибло по меньшей мере 4000 человек. Он был настолько токсичен, что, по распространившимся тогда слухам, коровы задыхались на полях рядом с городом.
Эта чрезвычайная ситуация в области здравоохранения в конечном итоге изменила экономику использования угля.
“В 1950-х годах, когда смог убивал тысячи людей в Лондоне, были приняты законы о чистом воздухе, а затем, начиная с 1990-х, относительно чистый и дешевый газ начал вытеснять уголь”, — рассказал Сепи Голзари-Манро, шотландский аналитик по климату и энергетике.
Как Великобритании удалось достичь этого важного энергетического рубежа?
Отчасти Британии повезло: в 1960—х годах она обнаружила в Северном море природный газ — более дешевое и относительно экологически чистое топливо. В прошлом году около трети электроэнергии в Великобритании вырабатывалось за счет газа.
В последние десятилетия Великобритания также инвестировала в массовое развитие возобновляемых источников энергии, особенно оффшорной ветроэнергетики.Сейчас Великобритания является вторым по величине рынком оффшорной ветроэнергетики в мире после Китая. По данным компании Crown Estate, управляющей ветряными электростанциями королевства, в прошлом году оффшорная ветроэнергетика вырабатывала 17% электроэнергии в стране.
“Мы смогли перенести ветроэнергетику с суши на море, где скорость ветра намного выше, и можно устанавливать турбины большего размера и ветряные электростанции большего размера”, — рассказала СМИ Брайони Уортингтон, активистка экологической кампании, которая сейчас находится в Палате лордов. В 2008 году Уортингтон участвовала в разработке Закона страны об изменении климата, который установил национальные цели по сокращению выбросов углекислого газа.
В Великобритании также эксплуатируются пять атомных электростанций. Правительство планирует увеличить ядерные мощности в четыре раза к 2050 году.
В отличие от тех же Соединенных Штатов, где ряд законодателей ставят под сомнение научный консенсус в отношении того, что деятельность человека является причиной глобального потепления, в Великобритании широко распространен межпартийный консенсус в пользу перехода на экологически чистую энергетику и к более жесткому экологическому регулированию.
“В начале 2000-х годов мы разрабатывали первый в мире свод всеобъемлющих законов об изменении климата, которые устанавливали юридически обязательные углеродные бюджеты”, — вспоминает Уортингтон. Эти законы ограничивали количество твердых частиц, которые могут выбрасываться угольными станциями, запрещали строительство новых угольных станций и облагали угольные предприятия налогом за загрязнение окружающей среды. В целом, эти законы и налоги означают, что добывать британский уголь или сжигать его стало невыгодно.
Заглядывая в будущее, правительство намерено исключить природный газ из энергосистемы Великобритании к 2030 году и стать углеродно-нейтральной страной 2050 году.
Больше позитивных новостей экологии
В Стокгольме введут запрет на бензиновые двигатели
Источники:
https://www.coalzoom.com/article.cfm?articleid=37419
https://www.npr.org/2024/09/30/nx-s1-5133426/uk-quits-coal-climate-change