Новый закон Европейского союза (ЕС) о защите цифровой конфиденциальности вступил в силу в пятницу (25 августа). Европейские чиновники утверждают, что он открыл новую эру для крупных технологических компаний в Европе.
Свод законов, известный как Закон о цифровых услугах (Digital Services Act — DSA), возможно, является самым жестким сводом правил по соблюдению конфиденциальности в мире. Он основан на прошлогоднем Законе о цифровых рынках, который был направлен на борьбу с монопольным положением крупных технологических компаний. Приоритеты DSA другие. Эти правила направлены на индивидуальную защиту пользователей и предотвращение распространения вредоносного контента и дезинформации по сети.
“Новый закон нужен для того, чтобы защищать свободу слова от чьих-то произвольных решений и в то же время защищать наших граждан и демократию от незаконного контента”, — заявил Тьерри Бретон, еврокомиссар по внутреннему рынку, в видео, опубликованном в Twitter.
“Возглавляемые мной службы и я теперь будем очень тщательно проверять соответствие платформ требованиям DSA”.
Что означает закон о защите цифровой конфиденциальности на практике
Главным образом, закон предписывает техническим платформам облегчать пользователям понимание того, как работает сайт/ресурс. Эта основополагающая философия включает в себя такие правила, как повышение прозрачности процесса модерации контента, требование к любым порнографическим сайтам идентифицировать пользователей, которые загружают материалы, и подробное описание того, как работает система рекомендации.
Другая цель состоит в том, чтобы обуздать сами алгоритмы. Спорная часть закона запрещает компаниям использовать так называемые “темные схемы” или манипулятивные способы побуждения пользователей кликать на контент, который они изначально не искали, например, реалити-шоу или видеоролики о вербовке в терроритистические организации.
Закон также запрещает таргетированную рекламу (рекламу, персонализированную для пользователей после отслеживания онлайн-привычек и истории поиска) для несовершеннолетних. Более ранний проект законопроекта включал полный запрет на т.н. рекламу слежки, но это правило было смягчено (по мнению некоторых СМИ — не без активного участия лоббистов АйТи-компаний). Персонализированная реклама — один из крупнейших источников прибыли для таких компаний, как Google и Meta.
К какому типу сайтов применяется правила DSA?
Полные правила DSA распространяются на 19 веб-сайтов с более чем 45 миллионами пользователей в ЕС (10% от общей численности населения экономического блока).
Хотя многие сайты являются международными и работают за пределами ЕС, они применяются только к деятельности каждой компании в Европе.
Meta заявила, что прекратит на рынке ЕС показывать персонализированную рекламу европейским пользователям в возрасте 17 лет и младше, а также введет возможность просмотра роликов, историй и использования функций поиска без автоматического алгоритма выбора следующего видео. Google объявила об аналогичных реформах, в том числе о предоставлении большего объема данных сотрудникам организаций ЕС, изучающим “системные риски контента”.
Компаниям с числом пользователей менее 45 миллионов пока не придется следовать новым правилам DSA, и у них будет дополнительные шесть месяцев на приведение своих сайтов и алгоритмов в соответствие с новыми нормами.
Как будет обеспечиваться соблюдение DSA?
Если технологические компании не будут соблюдать новые правила, они рискуют получить штраф в размере до 6% от общемировой выручки своей компании — для такой компании, как Google, это может составить до 16 миллиардов долларов — и даже могут столкнуться с запретом работы на рынке ЕС.
Однако санкции и штрафы не будут введены автоматически. В ближайшие недели цифровым гигантам предлагается провести внутреннюю оценку того, насколько точно они уже соблюдают правила. Затем Европейская комиссия планирует провести аудит этих отчетов и дать рекомендации относительно того, какие шаги необходимо предпринять, если будут выявлены несоответствия.
Другие позитивные новости по теме
В ЕС усилят контроль за интернет-гигантами
Использованы материалы:
https://www.dw.com/en/what-impact-will-the-eus-digital-services-act-have/a-66631337
https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/digital-services-act-ensuring-safe-and-accountable-online-environment_en