Время на прочтение: 3 минут(ы)

В век фальшивых новостей очень важно, чтобы люди знали, как критически оценивать информацию, которую они получают через средства массовой информации.

Финляндия задумалась об этом много лет назад и в 2016 году ввела обучение медиаграмотности в школах. В этом году, в очередной раз, она была признана лучшей страной по медиаграмотности в Европе и самой устойчивой к фальшивым новостям.

Финляндия с 76 баллами занимает первое место в рейтинге индекса медиаграмотности 2022 года из 41 страны в целом (кстати, искать в нём Россию не нужно ))). За ней следует Норвегия с 74 очками и 2-м местом, Дания с 73 очками на 3-м месте, Эстония с 72 очками и 4-м местом, Ирландия и Швеция с аналогичными показателями по 71 очку каждая на 5-м и 6-м местах соответственно (минимальные различия, в рамках погрешности). Ранжирование производится по шкале от 1 до 41, от самого высокого к самому низкому, а баллы равны 0-100, от самого низкого к самому высокому баллу.

Индекс медиаграмотности в Европе

индекс медиаграмотности

В нижней части рейтинга Грузия с 20 очками занимает последнее 41-е место, ей предшествуют Северная Македония и Косово с аналогичными показателями в 23 очка на 40-м и 39-м местах соответственно.
Страны в индексе также разделены на кластеры с использованием кластерного анализа, который группирует страны с идентичными характеристиками по показателям Индекса медиаграмотности. Кластеры расположены иерархически – от стран с наилучшими показателями в 1-м кластере до стран с низкими показателями в последнем 5-м кластере.
2-й кластер состоит из стран с хорошими показателями, в то время как 3-й кластер является “переходным” со странами, которые рискуют опуститься еще ниже в рейтинге. Четвертый кластер состоит из уже проблемных стран, но которые имеют возможности к улучшению ситуации.

Критерии индекса медиаграмотности

Или как начисляются очки:

Показатели свободы СМИ
Оценка свободы прессы по версии Freedom House
Индекс свободы прессы от «Репортеров без границ»

Показатели образования
Оценка PISA по грамотности чтения (ОЭСР)
Оценка PISA по научной грамотности (ОЭСР)
Оценка PISA по математической грамотности (ОЭСР)
Охват высшим образованием (%) (Всемирный банк)

Доверие
Доверие к другим (Исследование мировых ценностей)

Новые формы участия
Индекс электронного участия** (рассчитывает ООН)

Ежегодный индекс медиаграмотности был запущен в 2017 году, чтобы выделить страны, лидирующие в борьбе с фальшивыми новостями. Он подготовлен Инициативой Европейской политики Института открытого общества в Софии.

Составители индекса обращают внимание, что существуют некоторые аспекты дезинформации и дезинформационных явлений, которые очень специфичны и трудно поддаются оценке.  Речь, прежде всего, о постправде*.

Например, не существует простой причинно-следственной связи между образованием и постправдой, поскольку действуют более сложные психологические механизмы, такие как предвзятость подтверждения или эффект предшествующего отношения. Другими словами, люди иногда предпочитают или прямо ищут информацию, которая подтверждает их собственное предвзятое мнение  и взгляды. Иногда они склонны отвергать доказательства, которые не совпадают с их уже сформированным мнением, и пренебрегают объективной точностью. Кроме того, существует целый ряд деталей, которые следует принимать во внимание при обсуждении дезинформации, пропаганды, постправды и связанных с ними явлений. Например, фейковые новости — это сфабрикованные новости и преднамеренное представление лжи как факта, которые могут преследовать политическую или финансовую выгоду, и их не следует путать с «ленивой» журналистикой, которая вводит в заблуждение только лишь в силу непрофессионализма.

Nota bene

* Постправда — обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и субъективным убеждениям. По мнению западных политических экспертов, в настоящее время политика постправды становится преобладающей в США и в других государствах, где публичный дискурс формируется на комбинации 24-часового новостного цикла, ангажированных СМИ и всепроникающих соцсетей.

** Индекс электронного участия (EParticipation Index) оценивает, насколько полезными являются онлайновые услуги и как часто они предоставляются гражданам.


Источник:
https://osis.bg/wp-content/uploads/2022/10/HowItStarted_MediaLiteracyIndex2022_ENG_.pdf

 397 

от third

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *