Бывший завод Scania-MAN в Петербурге, который сменил название на БАЗ имени Романова показал новый российский грузовик.
Аббревиатура БАЗ расшифровывается как Брянский автомобильный завод. Предприятие входит в оборонный концерн «Обуховский завод», а тот, в свою очередь – в ещё более крупный конгломерат «Алмаз-Антей». И аутентичный БАЗ (который в Брянске) – тоже часть оборонного «Алмаз-Антея». Логично было бы производство нового грузовика БАЗ организовать на БАЗе, не правда ли? Но руководство «Романова» парирует: мы родственники только по торговой марке, а сам проект родился несколько лет назад в рамках «Обуховского завода» и на Брянск мы никогда не рассчитывали. Да там и без нас хватает проблем и загруженности оборонзаказами. Это старое, инертное предприятие, с неудачным месторасположением, там новый проект запустить – дороже будет, чем заново построиться. А тут как раз площадка Scania-MAN освободилась (немцы её арендовали), очень удачно вышло.
И да, нейминг они считают удачным. И марку БАЗ, не имеющую отношения к БАЗу. И АО «Романов», не имеющее отношения к Ипполиту Романову, в честь которого назвали завод.
Сейчас завод БАЗ-Романов только готовится к запуску. Ближайшая цель – собрать пять грузовиков для сертификации, именно их кабины и шасси вы видите на фотографиях. Ходовой образец, по сути, один, и тот пока в состоянии «высокохудожественный бардак». Но есть и ещё один прототип, который даже немного испытали. Его создали очень быстро: на разработку и постройку первой машины ушло всего 15 месяцев.
Концептуально новые БАЗы наследуют «кривоногим» Татрам, известным ещё со времён СССР. Это тяжёлое внедорожное шасси с независимыми подвесками, из которого потом будут делаться всякие специальные автомобили: горные самосвалы, лесовозы, «пожарки», вахтовые автобусы…
Фишка именно в проходимости, которая не должна уступать пресловутым Татрам и Магирусам. Рама тут в отличие от Татры не хребтовая, но расстояние между лонжеронами меньше обычного, ровно такое, чтобы поместились модули подвесок в сборе с редукторами и другие элементы привода – раздатка, карданы. Понятно, что большинство БАЗов будет полноприводными, с количеством осей от двух до четырёх. Но запланированы и модификации 6х4.
Интересно, что даже с учётом оригинальных картеров редукторов и не менее оригинальных элементов подвески, себестоимость всей конструкции «независимого моста» примерно равна китайскому неразрезному мосту вместе с элементами подвески. Авторы канала Грузовики и вообще, прямо говорят, что в это не очень верится. Но так утверждает главный конструктор БАЗа Юрий Шипилов. Это при том, что несущая способность одной БАЗовской оси – 12 тонн.
Вторая фишка БАЗ – исключительно отечественные агрегаты (где под «отечественными», кстати, понимаются и белорусские). Симметричные лонжероны рамы (покрытые катафорезным грунтом) делаются Жодинским Кузнечным заводом тяжёлых штамповок. Моторы и коробки передач – ярославские, редукторы приходят с «материнского» БАЗа (из Брянска), а раздаточные коробки – из Набережных Челнов, от ЗМТ. Все остальные детали – тоже от российских или белорусских поставщиков: Борисовского завода гидроусилителей, Обуховского завода, Августа, Ростара, Хорса, Итэлмы…
Даже мультимедийное устройство в кабине – и то называется русским словом «Молния», хотя, конечно, сделано в Китае (возможно, это единственная китайская деталь в этой машине, но до серийного варианта еще далеко).
Базовый мотор – ЯМЗ 653.1 с доработкой по турбине. Но компоновщики проработали возможность установки перспективного ЯМЗ 770 (775) на 500 л.с. с коробкой ЯМЗ 2415. Для особо привередливых клиентов предложат Weichai WP12 и WP6. Или же чисто газовый Weichai – все такие варианты уже заложены в конструкцию. Хотя и непонятно, попадут ли они в первую итерацию ОТТС. А вот что туда точно не попадёт, так это электронная система стабилизации. Её просто не успевают откалибровать, поэтому машины с ESP придётся потом «досертифицировать».
Диапазон полных масс для седельного тягача 6х6 — от 13 до 36 тонн, при собственной массе машины в 13 тонн. Это, мягко говоря, многовато, поэтому уже запущен процесс массовой оптимизации. Предполагают, что с одной машины можно без ущерба для её базовых характеристик снять до 2 тонн.
Вообще, даже визуально БАЗы весьма тяжелы, там всё такое кондовое, железное. Рассказывают, что конструкторы советовались с потенциальными заказчиками и пытались выполнить их пожелания. Отсюда – стальные бамперы и откидывающиеся подножки кабины. Но для каких-то модификаций часть металлических панелей, очевидно, можно заменить пластиковыми.
Расчётная скорость – от 90 до 110 км/ч, в зависимости от загрузки. И это с бортовыми понижающими редукторами! На БАЗ приезжали представители фирмы, которые изготавливают аэропортные пожарные машины. У них есть требования: не менее 130 км/ч максимальной скорости. То, что трёхосная машина будет разгоняться до такой «максималки» примерно минуту – не очень важно, главное, чтоб смогла. Для таких случаев в гамме БАЗа и запланировали мотор ЯМЗ 770.
Ориентировочный объём выпуска БАЗов – 2000 машин в год, на такое количество экономически нецелесообразно заказывать оригинальные пресс-формы кабины. Поэтому кабина тут каркасная, со стеклопластиковыми лицевыми деталями. Уверяют, что пластик держит температуры до минус 60 градусов, не трескается. Типа, используются какие-то современные полиэфирные смолы повышенной термостойкости. Красят стеклопластиковые делали не в массе, поверх, так выходит дороже, но красивее.
Кабина спроектирована по модульному принципу, в ней может варьироваться как длина, так и высота крыши. Только кабин со спальниками разработано три варианта. Шасси тоже модульное, его колёсную базу можно варьировать от 3600 мм до 6050 мм с шагом в 50 мм. Самая длинная рама достигает почти 12 метров! Как опция, предусмотрены задние поворотные оси (с гидравлическим или механическим приводами).
Сейчас на «Романове» работает примерно 400 человек, почти все они пришли с простаивающих близлежащих автозаводов или остались со времён Scania-MAN. Конструкторский отдел – 57 человек плюс есть ещё обособленная команда, базирующаяся в Тольятти, в технопарке Жигулёвская долина. Это выходцы с ВАЗа, они кабинами занимаются. Проще было оставить их на родине, чем тащить в Питер.
Интервью с Юрием Шипиловым, главным конструктором завода БАЗ имени Романова. на RUTUBE
В этом году соберут 20 опытных образцов, для испытаний и сертификации. План на 2025 год не называют, оговариваясь, что на расчётные 2000 машин в год завод выйдет в 2028. Про инвестиции, инвесторов, себестоимость не говорят вообще, равно как и про реальных владельцев завода. В ЕГРЮЛ учредители АО Романов скрыты, что объяснимо, учитывая генезис проекта. Поэтому мы и не особо усердствовали в выяснении того, что должно остаться непубличным.
За дальним горизонтом расположены мечты о собственной катафорезной ванне и выходе на производственный такт «одна машина в 48 минут». Примерно тогда же можно будет говорить и об автоматической коробке передач собственной разработки. А чуть раньше – роботизированной «механики» с с пневмоэлектическим управлением (этот агрегат уже создан).
Окупаемость завода – около 8 лет, то есть, придётся примерно на середину 2033 года. И в этом почти нет сомнений, учитывая уровень господдержки проекта, перспектив взаимодействия с ФРП (Фонд развития Промышленности) и подписания СПИКа (для компенсации утильсбора). Ещё важно, что «Романов» выбрал очень чёткое рыночное позиционирование, делая ставку на заведомо небедных покупателей: нефтяников, лесопромышленников, газовиков, сибирских и заполярных строителей. В этих отраслях граница между госзаказом и коммерческой покупкой бывает весьма условной, а критерии выбора не сводятся к цене и размеру отката. В большинстве тендеров определяющим является уровень локализации. БАЗ с его почти стопроцентно российской агрегатной базой даст фору всем другим автозаводам, использующим китайские узлы. Может статься, что 2 тысяч машин в год от АО «Романов» рынку просто не хватит.
Эх, не сглазить бы (примечание админа 🙂 ).
Другие позитивные новости России
Представлен первый российский беспилотный мини-трактор
Использованы материалы:
TGM Грузовики и вообще
Полный текст и больше фото https://teletype.in/@rusautomobile/Ip56L6d-Kes#WxF1