Президент Франции Макрон полон решимости выполнить одно из своих предвыборных обещания — отменить налог на телевизор. Называется он, конечно, витиевато — Французская телевизионная лицензия (France’s TV licence) — но по своей сути это обычный налог.
Закон “О покупательной способности”, который содержит это предложение, должен быть представлен Совету министров в среду, 6 июля. Если он будет принят, то сэкономит французам 138 евро в год.
Что такое Французская телевизионная лицензия?
Годовая телевизионная лицензия приносит 3,7 миллиарда евро в год, которые направляются на общественное вещание.
Из общей суммы, собираемой ежегодно, 65 процентов выделяется France Télévisions, 15,9% — Radio France, 7,5% — Arte, 7 процентов — France Médias Monde, 2,4% — агентству аудиовизуальных архивов INA и 2,1% — TV5 Monde.
Этой суммы недостаточно, чтобы покрыть все расходы этих СМИ – например, сумма, получаемая Radio France, составляет 86,4 процента от ее бюджета. Остальная часть зарабатывается за счет рекламы и других государственных субсидий.
Кто платит налог на телевизор во Франции
Годовой счет за телевизионную лицензию в размере 138 евро оплачивает каждое домохозяйство во Франции, оснащенное телевизором или “аналогичным устройством”, таким как видеопроектор или компьютер, способный показывать телепередачи. Люди, живущие на заморских территориях Франции, сейчас платят 88 евро в год.
Согласно отчету Фонда Жана-Жореса и экономиста Джулии Каге, в 2022 году этот налог заплатит 22,89 миллиона домохозяйств.
Изначально он выплачивался в рамках законопроекта О налоге на жилье, который, кстати, также находится в процессе отмены правительством — пожилые люди и люди с низкими доходами уже освобождены от уплаты этого сбора.
Почему налог хотят отменить?
Ключевая причина — это покупательная способность. Которая падает.
“Это даст дополнительные 138 евро 27 миллионам французов”, — сказал министр-делегат государственных счетов Габриэль Атталь в интервью France Inter.
Предвыборное обещание Макрона в отношении телевизионной лицензии нельзя назвать уникальным. Почти все кандидаты в президентской кампании пообещали сократить этот ежегодный сбор. Но 3,7 миллиарда евро, которых лишатся французские СМИ, Макрон предлагает компенсировать из бюджета.
Споры об отмене сбора
Не все согласны с тем, что сбор за телевиденье нужно отменить. Исследование, опубликованное Европейской аудиовизуальной обсерваторией (European Audiovisual Observatory) в феврале 2022 года, показало, что
независимость и свобода общественного вещания тесно связаны с необходимостью для вещателей иметь возможность рассчитывать на адекватную систему финансирования.
Профсоюзы и эксперты в области культуры обеспокоены возможностью того, что их независимость будет подорвана, если финансирование будет связано с правительством. Бруно Патино, глава Arte France, заявил в заявлении AFP, что он опасается за будущее своего канала, если модель финансирования изменится.
Недостаток получения денег из бюджета [правительства] заключается в том, что мы гораздо менее защищены от капризов политики, поскольку именно правительство принимает решение о бюджете
Оппоненты обеспокоены ещё и тем, что бюджеты общественного вещания могут быть слишком легко сокращены. “С того момента, как больше не будет отдельного финансирования и нам придется брать средства из общего государственного бюджета, нам в конечном итоге скажут, что все это стоит слишком дорого и что мы должны сократить расходы или закрыть канал, или даже, как мы уже иногда слышим, приватизировать”, — член Сената Франции, представляющий город Париж, Дэвид Ассулин.
Налог на телевизор в других странах
Итальянцы оплачивают лицензионные сборы в своем счете за электроэнергию. В Германии лицензионный сбор взимается агентством, которым управляют сами каналы.
В Швеции, Норвегии и Финляндии лицензионные сборы были заменены прогрессивным налогом, который оплачивается в зависимости от дохода, или перекладывается на компании.
В Испании и Нидерландах расходы государственных СМИ интегрированы непосредственно в бюджет государства.
Ложка дегтя или что думают сами французы?
Неудивительно, что они в подавляющем большинстве выступают за отмену платы за лицензию на телевидение – опрос, проведенный в 2019 году, показал, что 85 процентам французов понравилось это предложение.
С другой стороны, им не нравится идея, что 3,7 миллиарда евро, потерянные общественным телевидением, должны быть покрыты из государственного бюджета – а следовательно, оплачены налогами. Они просто спрашивают — так что в итоге меняется?
Использованы материалы:
https://utexta.com/explained-what-frances-tv-licence-pays-for-and-what-might-replace-it/