Последний отчет Tesla о воздействии на окружающую среду, опубликованный в конце прошлого месяца, знаменует собой первый случай, когда компания отчиталась о выбросах, связанных с ее цепочкой поставок.
Обычные автомобили, работающие на бензине, производят большую часть выбросов углекислого газа «наглядно» — из выхлопных труб. Электромобили, такие как Tesla, производят гораздо меньшие объемы выбросов CO2 в процессе вождения. Вместо их выбросы связаны с производственными процессами и цепочками поставок. В прошлом производители электромобилей, как правило, исключали выбросы так называемой «Сферы 3»*: выбросы, производимые поставщиками материалов и комплектующих.
Выбросы в Сферы 3 труднее поддаются учету и их легче оспорить (т.е. отказаться). В своем отчете Tesla заявляет, что выбросы в ее цепочке поставок были занижены из-за отсутствия надежных, последовательных данных и отчетности.
Мы признаем, что больше не можем предполагать, что недостаток данных не должен приравниваться к нулевым выбросам.
Вместо этого выясняется, что ранее неучтенные выбросы Scope 3 составляют большую часть углеродного следа Tesla. Сфера 1 (производственные выбросы) и Сфера 2 (выбросы от получаемой электроэнергии и тепла) Tesla в 2022 году составил 610 000 метрических тонн CO2. В том же году на выбросы в рамках Scope 3 пришлось более 30,1 миллиона метрических тонн CO2.
Большая часть выбросов Tesla связана с ее цепочкой поставок
Крупнейшим источником выбросов углекислого газа Tesla, на долю которого в 2022 году придется 27% от общего объема, является добыча металлов и производство аккумуляторов. На алюминий, который использует Тесла, приходится 18% выбросов, а на сталь — 8%. Оставшиеся 47% выбросов Tesla отнесла к категории “все остальные”, которая включает транспортировку и распределение по цепочке поставок, поездки сотрудников на работу и деловые поездки, а также “использование проданной продукции” — фактическое вождение автомобилей, — что в итоге привело к выбросу 3,4 миллиона метрических тонн CO2.
При производстве аккумуляторов Tesla большая часть выбросов приходится на химическую переработку лития, никеля и кобальта, при этом добыча полезных ископаемых и транспортировка составляют меньшую долю.
В то время как цепочки поставок электромобилей в настоящее время производят больше выбросов, чем цепочки поставок обычных автомобилей, работающих на ископаемом топливе, итоговые выбросы в течение срока службы обычных автомобилей намного выше, поскольку они продолжают сжигать бензин на протяжении всего своего срока службы, составляющего, в среднем, 17 лет.
По расчетам компании, их электромобиль за весь свой срок службы будет производить на 55 тонн меньше выбросов CO2. И по мере того, как все больше производственных процессов в мире электрифицируется, выбросы Tesla, относящие к Scope 3 также будут снижаться.
Nota bene
Все выбросы компаний делят на три сферы охвата. Первая сфера охвата (Scope 1) — это прямые выбросы предприятия при производстве. Ко второй сфере охвата (Scope 2) относится потребление энергии. Необходимо учитывать, из каких источников компания получает энергию: угольные станции, АЭС, ГЭС и другое. Третья сфера охвата (Scope 3) включает всю цепочку жизненного цикла товара: закупка сырья, доставка, продажа, использование, утилизация и прочее, то есть напрямую не относящиеся к производителю выбросы, но которых бы не было, в случае если бы этот товар вообще не производился.
Еще позитивные новости
Toyota тестирует низкоуглеродистое топливо
Использованы материалы:
https://biz.crast.net/tesla-is-finally-disclosing-the-full-extent-of-its-carbon-emissions/
https://www.tesla.com/ns_videos/2022-tesla-impact-report.pdf